Сакральное значение герба города Иваново
Предисловие.
22 мая 1996г. Ивановская городская Дума утвердила новый герб города. Событие не то чтоб банальное, но так, местечковое, если бы не одно наиважнейшее обстоятельство.
Герб горда Иваново не так тривиален, как видят многие.
Понятие слова «герб».
Прежде, чем разбираться в том, что значит изображение на гербе города Иваново, надо понять что означает слово «герб» и зачем он нужен. Понятийного определения слова «герб» в доступных источниках нет, поэтому разбираться в фундаментальном значении и дать определение придется сделать самим.
Мы, люди, живем в виртуальном мире слов-образов. Некоторые слова имеют свою материальную тождественность, а некоторые такой тождественности не имеют. Например слово «СТОЛ» - имеет свою материальную тождественность, а слово «ГОСУДАРСТВО» - материальной тождественности не имеет. Государство визуализирует себя через свои атрибуты: герб, флаг, гимн, ибо каждая политическая самость имеет свои знаки визуализации, которые отражают ее сущностное значение. Каждая политическая самость виртуальна (это как юридическое лицо, которое как-бы есть, а как бы и нет, то есть, потрогать его или увидеть нельзя, оно нематериально). Связь между виртуальным и материальным происходит через знаки визуализации, которые отражают ее сущностное значение.
У каждого народа есть что-то важное , то чему он поклоняется, то, что он чтит, возводя «это» на пьедестал, делая из него фетиш, который становится неким культурным кодом. Вообще слово «культура» надо понимать как «Культ Ра». Слово «культ» понятно без перевода, а слово «Ра» - означает то, чему поклоняются. Можно сказать, герб - это парадигма мироощущения каждого человека, относящего себя к данному сообществу. Заметьте, что мироощущение ярославца отлично от мироощущения костромича или нижегородца, несмотря на то, что нас всех связывает единый язык и единая московская культура. Поэтому и гербы городов разные. При этом герб не только отражает сущностное, но и выстраивает свой социум соответственно своему идейному содержанию.
Герб не имеет временного содержания, он не стареет и не изнашивается. Он есть или нет. Он возникает вместе с самостью социума и исчезает вместе с ним. Герб – это чувственность души, то, что мы воспринимаем безотчетно, немысленно, но с полным неосознанным пониманием.
Из выше изложенного дадим определение. Герб – это культурный код социального объекта, визуализированный через фетишированный образ материальных объектов.
Образ герба.
Итак, герб- это фетиш - идея, изображенная в виде символов. Символика гербов идет от тотемов: сокол, орел, лев, медведь, волк и т.д. Каждое из этих животных имеет свои очевидные свойства, понятные всем. Своим он говорил, кто ваш небесный покровитель, который вас защитит от врагов. Врагам он говорил, с кем они имеют дело.
С доисторических времен жизнь социума значительно усложнилась. Появились новые религиозные представления, знания физической природы окружающего мира, правила геральдики. При всем при этом человек стал более виртуальным существом, чем был в доисторические времена. Фетишизм в нашей жизни, это, как электричество: мы им пользуемся, но что это такое, никто не знает. Таинство заключено не только в природе вещей, но и в их происхождении.
Все это относится к гербу города Иванова. Ничего таинственного, как будто, на гербе города Иванова нет: изображена молодая женщина (пряха), как символ текстильной промышленности, благодаря которой Иваново стал городом - так понимают герб люди неискушенные. Так, возможно, думал и автор герба архитектор Виктор Владимирович Алмаев (Именно так я понял Виктора Владимировича, когда слушал его рассказ о работе над эскизами герба). Однако, если смотреть на герб города не сурьмяжным взглядом, то откроется нечто потрясающее, и тогда возникает вопрос: или автор большой хитрец и намеренно, по какой-то причине говорит в пояснении не то, что изобразил, или его рукой водило Провидение, а символика герба не то, что дается в пояснении к нему.
Об этих несоответствиях изображенного и поясняемого высказались уважаемые люди. Павел Николаевич Травкин обратил внимание на то, что молодая женщина в праздничном наряде, хотя работой занимались в повседневной одежде; да и не прядение надо ставить во главу, а ткачество.(Например на гербе города Шуя изображен кусок мыла, как символ основного занятия (бизнеса) шуян). Аркадий Андрианович Корников говорит о нарушении геральдических правил, которые не допускают изображения человека (информация взята из интернета). Замечания совершенно справедливы, если говорить о фетише, отражающем банальное житейское производство пряжи, ткани. Исходя из чего все решили, что на гербе изображена молодая женщина. Но это не так. Это у художника Нефедова на его варианте герба изображена молодая земная женщина, а так же атрибуты материального мира, которые подняты на щит (герб) в качестве фетишей… (Каждый молится своему Богу).
У архитектора Алмаева на гербе изображена девушка, о чем свидетельствует надетый на голову кокошник, атрибут невесты, но не замужней женщины. Она в праздничном платье, ибо, то, что она делает, это не работа, это обряд, мистический процесс прядения серебряных нитей – судеб. Голубой цвет фона означает целомудрие. Это цвет Богородицы.. Всё говорит о том, что на гербе изображена не просто девушка – это или языческая Богиня Макошь или Православная Матерь Божия (до рождения Христа она пряла нити для Храма); есть иконы с образом Божией Матери, прядущей нить. Возможно, это обобщенный образ вечной жизни, на это указывает еще один архиважнейший атрибут, изображенный на гербе – это колесо прялки (очень похоже на солярные знаки древних ариев из захоронения Сунгирь во Владимире) и квадрат гребенки. Круг- это сакральная фигура божественного мира (коло), а квадрат - это фигура земного, материального мира. Эти два мира связаны нитью судеб в единое целое. Заметим, что в основе канонической архитектуры православных храмов заложены куб и купол т.е. квадрат и круг. Не будет преувеличением сказать, что философия герба даже более значима и загадочна, чем мы можем себе представить с нашими потребительскими представлениями о жизни.
Жизнь удивительно устроена: думая, что мы свободны в своем волеизъявлении, в то же время исполняем волю кого-то более важного и могущественного, часто даже не подозревая об этом. Автор архитектор В.В.Алмаев придумывая содержание и композицию герба имел ввиду нечто простое и незамысловатое, но получилось другое, сакральное, философски утонченное. Впрочем, как все творчество архитектора.
Вообще, архитектура – это магическое искусство. А Виктор Владимирович Алмаев -архитектор. Всмотритесь в «лицо» построенных им зданий: пристройка к банку на ул. Красной Армии, торгово-офисный центр Воздвиженка, офис МТС (проектировался как ресторан) и др. Вы увидите нечто мистическое, загадочное. Очевидно, не случайно Божественное Провидение выбрало именно этого человека для исполнения своей воли.
Заключение.
Как говорил один уважаемый человек, без причины даже прыщик не вскочит. Полагаю, что не случайно появление мистически значимого герба не столько причина, сколько целеуказание. Городу Иваново надо гордиться своим нетривиальным гербом, ибо он несет в себе не местечковое, а вселенское, Божественное миропонимание и значение жизни.
Приняв на себя судьбоносный герб, город просто обязан вернуть себе утраченное сто лет назад достоинство и самоуважение города мира.
Архитектор В.М. Постнов