• г. Иваново, ул. Станко, д. 1
  • 8 (4932) 41-47-80, 41-07-02 (факс)

О происхождении названий доисторических городов.

ПРЕАМБУЛА

На территории Ивановской области существуют города, происхождение которых уходит тысячелетия доисторических времен, такие как: Шуя, Лух, Кинешма, Решма, Кохма, Середа, Иваново. При этом достоверного знания о происхождении их названий нет.

Например: крайне наивно объясняют название города Кинешма – «Кинешь мя»; Решма – «режь мя»; Шуя - то ли «левый берег», то ли «болото», Тейково – «Те ково». Объяснение названий городов исходит от историков или лингвистов, которые опираются на археологические артефакты или смысловую схожесть языков малых народов России. А как на самом деле? Давайте разберемся в этом наиважнейшем вопросе с точки зрения архитектора-градостроителя.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Очевидно, что название города отражает его виртуальную самость, которая неизбежно является его духовным кодом. Город- это социум, представляющий собой политическую единицу, имеющий механизм по объединению мозгов индивидуумов в единый организм. Важнейшим и основополагающим элементов города является управление, которое в доисторические времена было сосредоточено в руках жрецов.

Человек – существо вируально-материальное, действующее на основании идей, внедряемых в его сознание различными способами и приемами, которые мы сейчас называем искусством. Безусловно, в этой системе виртуальных ценностей была идея потустороннего мира, идея божественной сущности окружающего мира, связь с которой осуществлялась через специальное место силы, называемое КАПИЩЕМ, ГОРОДИЩЕМ (город, дор, род и др.)- каждое из этих значений является обобщающим, но каждое имело свое название, произведенное от имени бога, который был небесным покровителем этого Рода. Например: Афины- богиня Афина, Троя- бог Троян, Белгород – бог Бел, Кострома - богиня Кострома, Киев – бог Кий, Середа- богиня Середа и т.п. - это известные примеры. Интерпретируя можно сказать, что Божественная сущность лежит в основе названий и других доисторических городов области: Кинешма, Лух, Решма, Кохма, Шуя, Иваново.

Слово – это код образа, коими мыслит человек. Связь реального и ирреального осуществляется именно через слово. Отсюда магическое значение слов.

 

Вопрос лишь в том, что мы утратили первородное значение слов, названий, имен. Для того, чтобы узнать значение названий наших древних городов, надо вернуться к истокам возникновения языка. и поможет мне в этом моя профессия: архитектор. Архитектура - это абстрактное искусство, в основе которого лежит образ. Архитектор мыслит образами. Первый этап работы архитектора - это эскиз. Эскиз – есть визуализация образа. Очевидно, первые люди постигали мир через осознание образов, которые запечатлевали в виде знаков и в виде простых звуков. За каждым звуком (согласным) - стоял свой образ. Объединив два слова-образа в одно получали новый более сложный образ. Полная версия звуков-образов изложена в статье «Архитектура слова» в журнале «Архстрой» № 6 за 2010г.

Исходя из знаний общей истории можно предположить, что самые древние названия не должны содержать в себе мужского или женского начала, что соответствует звукам «П» и «М». например, название поселения «Сунгирь» с датой происхождения более 30 тысяч лет. Также не имеют гендерного содержания названия «Лух», «Шуя» и «Иваново». А вот названия городов Кинешма, Решма, Кохма уже содержит в себе материнское начало, что говорит о более позднем происхождении, т.е. об эпохе матриархата.

Теперь конкретно.

 

ШУЯ.

Название несет в себе сакральное значение, состоящее из двух образов: «начало, решение, определение цели, действий» и «сущее». Есть такое понятие как «Шуйный путь» или судьба, а как известно, римляне больше верили в судьбу, чем во влияние богов. Понятно, что название города никак не может быть связано с топонимикой местности: ни болотистое место, ни левый берег!

Многие исследователи - краеведы выводят имя города из названия реки, на берегу которой они находятся, что конечно же, не верно, ибо всё наоборот: именно река получила свое название по имени города-святилища. В нашем случае название города Шуя и название реки Тезы не совпадают, что может значить только одно: было в каком-то месте на протяжении русла город-святилище с оным названием.

Лингвистами, а потом и генетиками, как известно, доказано, что человечество зародилось в одном месте, и в дальнейшем принесло начало культуры в другие земли. Поэтому вполне возможно объяснение не сохранившихся у нас образов через слова –образы других народов. Оказывается, действительно, был бог судьбы «Шай» в египетской мифологии.

Интегрируя вышесказанное, делаем вывод: Шуя несет свое родовое название по имени бога Судьбы.

 

ЛУХ

Слово состоит из двух звуков-образов: «Л» - всеохватывающее, всепроникающее всеобъемлющее пространство;

«Х» - притяжение, желание, любовь.

Есть всем известное выражение: Бог – есть любовь. Лух в первородном значении и есть слово «Бог».

 

ИВАНОВО

Бесспорно происходит от имени Иван. вот только надо разобраться кто такой Иван, в честь кого назван город. У ивановских краеведов есть два объяснения на этот счет: Иваново названо по имени первого человека, поселившегося на этом месте; Иваново несет свое имя со времен строительства деревянной церкви Иоанна Предтечи, построенного на месте сегодняшнего Дворца искусств. По поводу этих объяснений возникают вопросы. Первые люди поселившиеся на этой территории, пришли сюда тысячи лет назад, что убедительно доказывают археологические данные. Правда, к настоящему времени во многом утерянные, однако, сохранившие письменные свидетельства о их наличии. Речь прежде всего идет о курганных могильниках, находившихся вдоль берега Уводи, что, собственно, свидетельствует о древности поселения. А в доисторические времена города или даже поселения в честь знаменитых людей не называли. Эта традиция появилась значительно позже.

Деревянный храм Иоана Предтечи был построен сравнительно недавно, с приходом христианства на эту территорию. Воинствующее христианство, как правило, ставило свои храмы на месте языческих городищ. Из истории градостроения мы знаем, что города возникали возле городищ. сперва обустраивалось городище на обособленном месте, потом поблизости на постоянной основе селилось племя. Такая же схема поселения, очевидно, была и в Иванове. Городище находилось на месте Дворца Искусств, а поселение было расположено за речкой, где сейчас улицы Степанова, Ленина.

Христианство замещало собой не только языческие святилища-городища, но и языческие празднования и понятия.. Так, например, появилось утверждение, что имя Иван происходит из еврейского Иоан. А Как же Иванов день - языческий праздник, существовавший за долго до христианства? А как же народ Ванов, многочисленные мифы о Ванах? В конце концов мы СЛ ВАНЫ, т.е. дети ВАНА. Племен, поклонявшихся Вану, множество, отсюда и такое огромное количество городов и поселений, в корне названий которых «ВАН».

Анализируя Ветхий Завет, его первые страницы о происхождении человека, приходишь к выводу: у мужчины нет имени. «Адам» это не имя и означает в переводе просто «человек». В то время, как у женщины имя есть «Ива», Но ведь женщина взята от тела человека, т.е. Богом была проведена операция по разделению человека на мужчину и женщину, а это значит, что имя у них должно быть одно. Ива-Иван.

Иванов день, или Иван-Купала - праздник, мистерия соития мужчины и женщины в одно целое, в тело первородного человека, которого создал Бог. Конечно же, Ивану поклонялись, как божеству, и именно от этого Ивана несет свое гордое имя наш город Иваново. Место, где проходили мистерии на Ивана-Купалу, называлось Кокуй.

 

КИНЕШМА

Слово сложносоставное, что говорит о более позднем происхождении.

Кини – добрый дух, покровитель рода. Шамс- «упоминается редко, как правило, вместе с именем других богов». Синтезируя данные определения, можно оформить и дать образ: Кинешма – покровительница племени.

 

РЕШМА

Известно, решмой называют украшение на морде у лошади. Конечно, это не просто украшение, это оберег, смысл которого утерян.

Отступление.

По сравнению с одним человеком планета Земля кажется бесконечной, но по сравнению со всем человечеством, со всей земной цивилизацией, она кажется очень даже маленькой. Несмотря на кажущуюся разрозненность земных цивилизаций, их самобытность, это не так: царства обособлены, земная цивилизация едина. Поэтому мы можем найти объяснение своему утерянному прошлому в культурах, в которых сохранилось первородное зерно. Например, в Ильинском районе есть местечко по названию Дор – за этим звукосочетанием нет образа, он утерян. Но ведь это слово дошло до наших дней через множество поколений. Однако, мы знаем, что место это особое: здесь стоял православный храм, поселения не было. Селение находилось на некотором удалении, что свидетельствует о дохристианской истории. Православный храм был построен на месте языческого святилища, от которого до нас дошло только его словесное обозначение «Дор». А вот в английском языке образ слова «дор» сохранился и означает понятие «Дверь». Дверь, или как модно сейчас говорить Портал – место перехода в другой мир. Поэтому вполне корректно воспользоваться при определении образа названий старинных городов сохранившимися знаниями народов мира.

Итак, Решма. В иранской мифологии есть Раши - имя волшебного коня, и Рашну- судья над душами умерших. Полагаю, что слова Решма и Шумер созвучны не случайно. Если углубиться в исторические процессы происхождения языка, то следует дифференцировать слово на его составляющие. Решма - РеШМа, то есть: Бог – завершение-начало мать.

Синтезируя выше изложенное получаем образ, с допустимым приближением «Решма» - это некая божественная сущность, определяющая путь души в потустороннем мире. Возможно этот образ с течением времени видоизменялся, но то, что в основе лежит сакральное содержание – это бесспорно.

 

КОХМА

Божество ночного неба, одно из переводных значений – звезда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иваны родства не помнящие. Это прямо про нас, ибо мы забыли, что значат имена наших городов. В названиях городов, в основе которых лежат имена божественной сущности, содержится код, делавший из обезьян человеков, а из человеков народ.

 

                                                                Архитектор В. М. Постнов

Возврат к списку