• г. Иваново, ул. Станко, д. 1
  • 8 (4932) 41-47-80, 41-07-02 (факс)

Проблемы архитектурного брендирования г.Кинешма

Вступление.

Сегодня конкурентоспособность города или любого другого региона определяется степенью его «брендированности», бренд территории является активнейшей категорией рыночной экономики.
Брендинг территорий – это лучшая, на данном этапе развития, рыночная стратегия повышения конкурентоспособности городов, областей, регионов, географических зон и государств с целью развития территорий, привлечения инвесторов, туристов и новых жителей путем формирования бренда как ценностного системного образа, который прибавляет ценность к базовым атрибутам и продуктам данной территории.
Даже на фоне непростых экономических условий турбизнес выглядит достаточно уверенно: внутренний туризм вырос за последние три года более чем в полтора раза. Вклад внутреннего и въездного туризма в российский ВВП явно недостаточен и, по экспертным оценкам, составляет от 2 до 3%. А ведь в мировой экономике вклад туризма в ВВП составляет почти 10%, и обгоняет автопром и химическую промышленность.
Но туристы не только иностранные, но и многиероссияне не знают, что такое Кинешма, у них не возникает никаких ассоциаций с этим именем.Брендинг Кинешмы поможет преодолению дефицита материальных и нематериальных ресурсов в регионе, так как в его основе лежит идея донесения до широкой общественности представления об уникальности данной территории.
Формирование узнаваемого образа для Кинешмы является ресурсом для её эффективного развития, что, в свою очередь, не только повысит ее туристическую привлекательность, но и сулит другие выгоды — например, привлекательность для инвесторов или увеличение добавочной стоимости произведенных в Кинешме товаров

Бренд города должен быть ориентирован как на внешние, так и на внутренние, по отношению к нему субъекты, и должен соответствовать стратегическим задачам развития Кинешмы. Наряду с информационным эффектом в окружающем мире от использования бренда, необходимо отметить и о влиянии бренда на внутригородскую жизнь, направленном на развитие цивилизованных социально-экономических отношений в городе Кинешма, повышению чувства единства и патриотизма у его жителей.
Именно поэтому бренд города должен быть связан с историей и культурой города, а не навязанным извне символом, вызывающим у жителей только раздражение. Данные отрицательные примеры у всех на слуху.

История Кинешмы.

В настоящее время Кинешма — второй по величине город области, обладающий всеми проблемами захиревших провинциальных городов России.
Возникший, предположительно, около четырёх тысяч лет назад на этих землях как меновой пункт мерян и чуди, со временем. Кинешма в дальнейшем ставшая славянским рыбацким поселением-слободой, позднее — посадом, в 1616 году ставшим центром уезда, но всегда славилась, именно, как центр ярмарочной торговли.
Точного перевода гидронима «Кинешма» не существует, он относится к числу загадочных названий населенных пунктов. Специалисты по финно-угорским языкам переводят «Кинешма», то как «Пенная (река)», то как «Глубокая вода» или «Спокойная гавань», но само поэтичное наименование - «Каменное зерно, спрятанное в болотах»…

1.jpg

Первые письменные упоминания о Кинешме относятся к 1429 г. в связи с татаро-монгольским нашествием. Кинешма наряду с Костромой, Плёсом, Солдогой и Лухом подверглась опустошению ордами казанского хана Махмут-Хази. Этот факт свидетельствует о том, что Кинешма в начале XV века была уже значительным поселением. 

Будучи вотчиной Московского князя, Кинешма стала рыбной слободой, поставлявшей живую рыбу к царскому двору

2.jpg

При разделении России на земщину и опричнину Кинешма и её окрестности были отнесены к опричнине.

3.jpg

В 1777 году Кинешма, бывшая до того слободой, получила статус города и уездного центра Кинешемского уезда Костромской губернии.

4.jpg

29 мая (9 июня) 1779 года императрицей Екатериной Великой городу был пожалован герб; в указе, дарующем герб, было сказано: «В зелёном поле два свёртка полотна, изъявляющие, что сей город оными производит знатный торг».

Полотняное производство успешно развивавшееся в Кинешме с начала ХVIII века исключительно на местном сырье, ориентировалось на заграничные рынки. К концу XVIII века кинешемскими холстами и полотнами, которые славились по всей Волге, оживленно торговали на городских ярмарках.

К середине XIX века мануфактурное производство в Кинешме вовремя не было переведено на фабричные рельсы, и от былой цветущей полотняной промышленности не осталось и следа. 

 Но по прежнему дважды в год в Кинешме проходили ярмарки, уступавшие на Волге по своему значению только Макарьевской в Нижнем Новгороде. 

В Тихонов день, 16 июня (по ст. ст.), начиналась Тихоновская, другая, более значительная ярмарка — Крестовоздвиженская — начиналась 14 сентября (по ст. ст.) и продолжалась вплоть до октября. Архитектура площади сложилась в соответствии с требованиями торговли. На ней стояли три больших каменных корпуса, называвшиеся торговыми рядами. Они сохранились до сих пор, и придают исторический архитектурный облик центру города.

Провинциальная Кинешма становится основой для множества картин известного художника Б.М.Кустодиева, одного из учеников И.Е.Репина. Кинешма покорила художника, и он избрал темой своей дипломной работы Кинешемскую ярмарку. Эта картина была высоко оценена квалифицированной комиссией. Впоследствии Кинешма стала родиной «кустодиевских ярмарок» — целой серии картин, изображающих праздничный русский быт конца XIX века — начала XX столетия.

5.jpg

Б. М. Кустодиев, Ярмарка, 1906, Третьяковская галерея.


Яркий и веселый ярмарочный мир исчез в ХХ веке. Исчез не сразу, еще в 20-е гг. по традиции приезжали в те же сроки со своим товаром крестьяне, строились карусели, выступали раешник и Петрушка.

Возникновение «Русского узорочья».

Взятие русским войском Казани в 1552 году повлекло за собой присоединение к Москве огромных территорий Среднего Поволжья, где проживало множество народов: башкиры, чуваши, татары, удмурты, марийцы. Кроме того, после падения в 1556 году Астрахани Московское царство стало контролировать важную водную торговую артерию – Волгу и получить прямой выход в Каспийское море, что способствовало усилению торговых связей  с Хорезмом, Бухарой и Персией.

Иваном Грозным на Среднем и Нижнем Поволжье был уничтожен враждебный по отношению к Москве крымско-османский политический союз и восточным границам государства больше не угрожали постоянные набеги с уводом местного населения в рабство.  Это повлекло за собой превращение бывших окраин в центральные районы страны, с опорой на мощнейшую водную магистраль. Началось ускоренное экономическое развитие страны, повлекшее за собой рост национального самосознания и общий подъем культуры.

1555 году по велению Ивана Грозного начали возводить собор в честь взятия Казани. Его строительство длилось всего 5 лет, в отличие от европейских храмов, которые создавались веками. Теперешнее название – собор Василия Блаженного – он получил в 1588 году после пристройки к нему придела в честь этого святого, так как его мощи находились на месте возведения церкви. 

Первоначально храм украшали 25 куполов, на сегодня их осталось 10: один из них над колокольней, а остальные над своими престолами. Восемь церквей посвящены праздникам в честь взятия Казани, припадавшим на каждый день, когда проходили самые важные сражения за эту крепость. Центральной церковью является Покрова Божьей матери, которая увенчана шатром с небольшой главкой. 

В Казани до взятия его русскими существовала восьмиминаретная мечеть, часть элементов которой, очевидно, использовались  для украшения московского храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве, как символе победы христианства над исламом. В частности, упоминается, что купола и украшения привезли на 12 подводах, хотя этот факт остаётся, по сей день спорным.

Но главное в том, что это начал зарождаться новый русский стиль в архитектуре – «русское узорочье», органично включавший в себя декоративные элементы и опыт архитектуры нерусских  народов Поволжья.

Но самым важным итогом развития московского государства в XVI веке было завершение процесса формирования нового государственного образования –России, сложившегося в многонациональное и, первое в Европе,  многоконфессиональное государство .

В первой четверти XVI века формируется политическая доктрина этого Российского государства, как многонациональной многоконфессионной империи. В историческом повествовании «Сказание о князьях Владимирских» подчёркивается идея преемственности власти, московских государей от Византийских императоров: происхождение русских князей возводилось к Римскому императору Августу, а князю Владимиру Всеволодовичу приписывалось получение царских регалий от императора Константина Мономаха. 

Эти полулегендарные исторические факты  обосновывали право московских князей на право управления не только русскими княжествами, но и землями других, нерусских народов.

В 1564г была издана первая русская книга «Апостол». Работы по устройству типографии в Кремле начались в 1553г после взятия Казани. Причина: потребность унифицировать церковные книги и распространить православие среди присоединённого населения Поволжья. 

Но развитие государства и культуры было прервано эпохой Смутного времени. XVII век – сложный, бурный и противоречивый период в истории России. Современники недаром называли его «бунташным временем». Бурное развитие экономики, исчезновение опасного внешнего врага привело к необычайно сильному росту классовых противоречий, взрывов классовой борьбы, кульминацией которой явились крестьянские войны Ивана Болотникова и Степана Разина.

Все эти ростки новой культуры стали бурно развиваться только с приходом Романовых на престол в1613 году.

XVII век стал периодом становлением новой уже не просто русской, а Общероссийской культуры. Главным содержанием культурно-исторического процесса в то время стало понимание  общемирового уровня возникшего нового Российского государства, органично включившего в свой национальный состав народы Поволжья.

Важное значение Поволжья для развития страны подчеркивалось и тем, что сами Романовы тоже родом с Поволжья. Ведь это население Поволжья, вместе с нерусскими народами, недавно вошедшими в состав страны, освободили Москву от иноземных захватчиков.

Общая тенденция возникновения новой  общероссийской культуры в XVII веке проявилась  в архитектуре. Сооружения  XVII века отличались большой живописностью – многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать сооружения яркими цветными изразцами, по типу украшений мусульманских дворцов и храмов.

6.jpg

Изразцы с птицами на ветвях на фасаде Тихвинской церкви в Ярославле.1686г.

 

В конце XVII в. в архитектуре окончательно складывается новый стиль, получивший позднее название - « Русское узорочье». Его часто называли ошибочно «московским или нарышкинским барокко». Это путаница в названии не позволило в должной мере оценить значимость этого архитектурного стиля для самоидентификации народа и страны.

Связь ряда построек с заказами семьи Нарышкиных случайна. Также неправомерно называть это архитектурное направление «барокко», поскольку сходство московской архитектуры конца XVII в. с западноевропейским стилем барокко является чисто условным.

Барокко  (barocco)переводится с итальянского как причудливый, странный, и тоже был главенствующим стилем в европейской архитектуре и искусстве конца XVI середины XVIII вв.Для барокко тоже была характерна усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами. Но в «русском узорочье» не было обилия кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей, изощренность в формообразовании достигалась многоплановостью. В архитектуре «русского узорочья» широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен, характерные скорее для Востока, чем для Запада. 

 Цикличность и ярусность, богатство и красочность фасадов и интерьеров, в «русском узорочье» сложились самобытно, в первый и единственный полностью российский стиль в архитектуре.

Это был уже не чисто русский стиль, потому что включал в себя опыт архитектуры и технологии строительства всех народов, вошедших в Московское государство, как восточных, так и западных. Что было естественным, так как к тому времени до 90% населения восточных территорий, вошедших в Россию народов, приняло православие и освоило русский язык и культуру.

Именно на основе русской архитектуры и русского искусства, но под сильным влиянием культуры народов бывшей Золотой Орды и отколовшихся частей Речи Посполитой и начал развиваться, зародившийся первоначально в Поволжье, по всей стране новый стиль, ставший уже имперским - «российским», а не просто монорусским.

В начале XVII века архитектурные сооружения «Русского узорочья» были в основном деревянными, то к концу XVII века все чаще в сооружениях стал использоваться камень.

Замечательным образцом деревянного Русского узорочья был летний деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой. Он был построен русскими мастерами во главе с холопом Семеоном Петровым и стрельцом Михайловым и просуществовал до середины XVIII века.

Дворец представлял собой живописную композицию прихотливо сгруппированных больших и малых срубов-клетей, связанных переходами, высокими кровлями и шатрами. Сказочное великолепие дворца усиливали золоченая резьба и яркая раскраска.

  Образцами каменной архитектуры «русского узорочья» в Москве можно считать Теремной дворец, церковь Троицы в Никитниках и церковь Святого Николы Чудотворца на Берсеневке.

Теремной дворец царя Михаила Фёдоровича в Кремле , созданный архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шаратиным, Л. Ушаковым. Дворец богато украшен изразцами, резными белокаменными наличниками, золоченой кровлей, красочными узорами.

Церковь Троицы в Никитниках построена в 1628-1651 гг. по заказу ярославского купца Григория Никитникова на месте сгоревшей в 1626 г. церкви Никиты Мученика "на Глинищах".

В Замоскворечье сохранилась церковь Святого Николы Чудотворца на Берсеневке, старейший храм Замоскворечья, поставленный на месте Зареченского монастыря Николы Старого. Здание храма сохранилось практически без изменения с 1657 года, несмотря на то, что церковь сильно пострадала в пожаре 1812 года.

7.jpg

Теремной дворец 1635—1636 гг.

8.jpg

Церковь Троицы в Никитниках. 1628-1651гг.

9.jpg

Церковь Святого Николы Чудотворца на Берсеневке.1657г.

  Число каменных гражданских построек возрастает во второй половине XVII в. Бояре, богатые купцы и дворяне все чаше строили в городах и в своих усадьбах каменные жилые палаты. Наиболее характерен тип, повторяющий планировку деревянных хором и состоящий из двух квадратных помещений с продолговатыми сенями между ними. Нижний этаж занимали хозяйственные и складские помещения. Фасады украшались плоскими лопатками или колонками, окна обрамляли богатые наличники.

10.jpg

Дом воеводы в Соликамске.1673-1688 гг.


В различных регионах России традиции  зодчества в стиле Русского узорочья  сохранялись до середины и даже до 2-й половины XVIII века, только, но ошибочно, из-за включения отдельных декоративных барочных элементов,  названы по аналогии с «нарышкинским барокко» - «северным и сибирским барокко».

Однако декоративные элементы этого западноевропейского стиля проникли на Русь по большей части вместе с белорусскими и особенно украинскими мастерами, после воссоединения Украины с Россией, что привело к включению архитектурных деталей данных территорий  в новый зарождающийся стиль общероссийской архитектуры.

Но новая российская  архитектура конца XVII в. по происхождению не связана с западноевропейским барокко – это российское Возрождение. Поэтому даже по наименованию ее не следует связывать со стилем барокко. Лучше всего называть эту архитектуру просто: российской архитектурой XVI- XVIII вв.– «русским узорочьем».

11.jpg

Богородицкая церковь в Соликамске.1687-1695 гг.

Заключение.

Именно воссоздание этой архитектуры, в новых реалиях, с учетом последних мировых достижений в технологии строительства искусства и дизайна, могло бы стать новым брендом Ивановской области, как исконной Поволжской территории.

Конечно, воссоздаваемая архитектура, оставаясь национальной по духу, должна отражать современные представления о мире и вкусы общества, а не копировать древние образцы. Поэтому этот архитектурный стиль должен, включая в себя весь спектр понятия «узорочье».

Слово «узорочье» происходит из старославянского языка. Наши предки употребляли в повседневной речи похожее существительное для обозначения украшений и красоты. Что любопытно, на Руси узорочье – это не только декоративные, ювелирные изделия и архитектурные сооружения, но и разнообразные вышивки и ткани. Поэтому для создания архитектурного бренда в Ивановской области, наряду с узорами  деревянной и каменной резьбы, акцент все-таки надо сделать на узоры, наносимые на традиционные набивные русские платки и шали, которыми успешно торговали на кинешемских ярмарках. Это должно стать архетипом ивановской декоративности этого стиля. Ведь в России до сих пор помнят бренд Ивановской области  как «текстильного края».

Современные строительные технологии могут с успехом воссоздать в новом возрожденном архитектурном стиле эти узоры, подчеркнув связь новых архитектурных  сооружений  с историей и культурой, как России, так и конкретно Ивановской области. И главное этот стиль будет являться эксклюзивным брендом, что позволит создать запоминающийся образ городов Ивановской области.

Кроме того стиль должен быть  красочным и нарядным, чтобы нести в себе очарование «кустодиевской Кинешмы». Связывание этого бренда с великим русским и советским художником, деликатно бы подчеркнуло тот исторический факт, что нынешняя Кинешма - это та самая «сказочно-былинная Кинешма» с его работ, которая долгое время была народным ярмарочным центром Поволжья. 

Это способствовало бы возрождению проведения ярмарок региональных промыслов и местных фермеров, которые за счет дополнительного привлечения туристов, в немалой степени бы помогли возрождению этого известного старинного, но ныне обычного безликого провинциального города Ивановской области. Надо отметить, что без воссоздания этих ярмарок малый бизнес в регионе, не имея возможностей для дополнительных финансовых вливаний со стороны областного бюджета, не сможет динамично развиваться.

Примечание.

К сожалению, у Совета по сохранению памятников культурного наследия во главе с председателем комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия Рожковой Анной Сергеевной иная точка зрения на роль архитектуры и архитектуры в развитии городов. Рожкова А. С., введя в заблуждение членов совета, утверждением о том, что проектируемое здание входит в Ансамбль застройки ул. им. Ленина, потребовала признать здание не соответствующим требованию законодательства.(Но в приказе Министерства культуры РФ от 12.11.2015  № 2782, на который ссылается Рожкова А. С., четко оговорено, что не вся ул. им. Ленина входит в Ансамбль - на нечетной стороне только до здания №53).

Но вопрос не в нарушении законодательства. 

Вопрос заключается в том: есть ли у исторических поселений перспективы развития или нет? Комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия, по сути, предлагает заморозить культурное и экономическое развитие этих исторических поселений на уровне XIX века. В таком случае перспектив у этих поселений нет. Ведь, если вы поворачиваетесь лицом к прошлому - вы поворачиваетесь задом к своему будущему.



       

Архитектор, член Союза архитекторов России 

      Четкарев С.А.

Возврат к списку